Обзор добавления тегов на стороне сервера

Добавление тегов на стороне сервера – это новый способ инструментирования приложений на разных типах устройств при помощи Google Менеджера тегов. Для этого используются серверные контейнеры, которые работают на основе стандартной модели "тег-триггер-переменная" и дают новые возможности отслеживания действий пользователей.

В обычной, не серверной, конфигурации тегов используется контейнер, расположенный на странице. Он отправляет статистику на серверы, собирающие данные. На рис. 1 показано, как веб-контейнер Менеджера тегов, работающий в браузере, передает информацию сразу на несколько серверов.

Схема работы сайта, инструментированного с помощью веб-контейнера Google Менеджера тегов

Рис. 1. Схема работы сайта, инструментированного с помощью веб-контейнера Google Менеджера тегов

Серверный контейнер, наоборот, выполняется не на стороне пользователя (то есть не в браузере или телефоне), а на сервере, который контролируете вы.

Схема работы сайта, инструментированного с помощью серверного контейнера добавления тегов

Рис. 2. Схема добавления тегов с помощью серверного контейнера

Работу этого сервера обеспечивает ваш собственный проект Google Cloud Platform. Данные на сервере доступны только вам и передаются в другие сервисы исключительно с вашего разрешения. Вы полностью контролируете конфигурацию этих данных и их пересылку с сервера. Теги конструируются с помощью технологии JavaScript в изолированной среде. Вы сами настраиваете разрешения, определяющие возможности тега, и правила, устанавливающие границы контейнера.

Сервер получает с устройства пользователя веб-запросы и преобразует их в события. Каждое такое событие обрабатывают теги, триггеры и переменные серверного контейнера. Они работают точно так же, как и в других контейнерах. Когда в событии выполняются все заданные условия, триггеры активируют теги, которые отправляют данные о событии на обработку.

При этом возникает два важных вопроса:

  • Как статистика поступает с устройства пользователя на сервер тегов?
  • Как статистика, полученная сервером, преобразуется в событие?

Чтобы решить эти задачи, мы добавили в серверные контейнеры новый объект – так называемый клиент.

Принцип работы клиентов

Клиенты выполняют роль адаптеров между программным обеспечением на устройстве пользователя и вашим серверным контейнером. Данные с устройства поступают именно в клиент, который преобразует их в события, направляет на обработку в контейнер, а затем формирует пакеты с результатами, уходящие отправителю запроса.

Давайте отдельно рассмотрим каждый этап. На рис. 3 показано, как происходит передача данных из пользовательского браузера и с вашего веб-сервера в серверный контейнер.

Схема работы сайта, инструментированного с помощью серверного контейнера добавления тегов

Рис. 3. Каждый поток данных обрабатывается отдельным клиентом

Клиенты получают статистику с устройств. Допустим, вам нужно отслеживать действия пользователей на трех ресурсах: сайт, приложение для смартфонов и умный тостер. На сайте вы используете Google Аналитику, в приложении – Firebase Analytics, а в тостере – проприетарный протокол ToastMeasure.

Раньше для инструментирования этих трех платформ понадобилось бы три разных контейнера Google Менеджера тегов. Однако принципиальное отличие тегов на стороне сервера – в том, что они работают не на самом устройстве, а на вашем сервере. Поэтому теперь для инструментирования трех разных платформ достаточно одного контейнера. Но тут возникает проблема: эти три типа устройств используют разные механизмы передачи данных. Например, Google Аналитика и ToastMeasure заметно отличаются между собой. Вот тут нам и пригодятся клиенты.

Вместо трех разных контейнеров в нашей конфигурации используется один серверный контейнер – но с тремя клиентами разной приоритетности. Каждый запрос к контейнеру по очереди обрабатывают эти клиенты, начиная с самого приоритетного. Первым делом клиент определяет, может ли он обработать этот тип запроса. Если да, клиент принимает запрос, чтобы остальные клиенты не запускались, и приступает к следующему этапу обработки. А если клиент не способен обработать этот запрос, запускается следующий клиент, и процедура повторяется сначала.

Клиенты преобразуют данные запросов в события. Когда клиент – например, ToastMeasure – принимает запрос, то в первую очередь преобразует его в такой формат, который смогут анализировать остальные составляющие контейнера. А именно – в набор событий.

События – это происшествия, которые вы хотите отслеживать. Это может быть что угодно: начало и конец приготовления тоста (start_toasting, finish_toasting), покупка хлеба (buy_bread) и т. д. Единственное требование к структуре событий, генерируемых клиентом, – чтобы остальные составляющие контейнера могли их анализировать. Но есть ряд рекомендаций, которые могут облегчить вам работу.

Клиенты запускают обработку в контейнере. После того как клиент принял запрос и преобразовал его в события, последние передаются на дальнейшую обработку в контейнере. Наступает очередь стандартных механизмов: тегов, триггеров, переменных.

Клиенты отправляют пакеты с результатами обратно на устройство. Итак, контейнер выполнил свою задачу. Настало время отправить тостеру ответ. Существует много возможных вариантов ответов: от простого "Принято" до перенаправления запроса на другой сервер сбора данных. Можно даже переключить индикаторы на тостере, чтобы они загорелись другим цветом. Но во всех этих случаях клиент отвечает за то, чтобы отправитель запроса получил пакет с результатами обработки данных.

Большую часть работы автоматически выполняет Менеджер тегов. В серверных контейнерах предусмотрены три клиента Google Аналитики: "Приложение и сайт", Universal Analytics и Measurement Protocol. В них есть все нужные возможности, позволяющие приступать к инструментированию приложений сразу после создания контейнера.

Краткий пример

Давайте посмотрим, как все эти компоненты взаимодействуют между собой на практике. Допустим, нам нужно создать:

  1. простой сайт, на котором используется gtag.js для передачи событий click в серверный контейнер;
  2. клиент Google Аналитики типа "Приложение и сайт", куда поступают эти события;
  3. триггер, активирующийся при событиях click;
  4. тег Google Аналитики типа "Приложение и сайт", отправляющий данные о событиях на обработку в Google Аналитику.

Предположим, что серверный контейнер уже создан и развернут. Вот как мы будем действовать дальше.

Настройка gtag.js

Сначала настроим тег gtag.js, чтобы он начал отправлять данные на сервер тегов. В этом случае информация будет передаваться на сервер по тому же принципу, что и в Google Аналитику, но с одним отличием: в параметре transport_url нужно указать путь к серверу тегов, как в примере ниже.

<!-- Global site tag (gtag.js) - Google Analytics -->
<script async src="https://www.googletagmanager.com/gtag/js?id=G-EXAMPLE"></script>
<script>
  window.dataLayer = window.dataLayer || [];
  function gtag(){dataLayer.push(arguments);}
  gtag('js', new Date());

  gtag('config', 'G-EXAMPLE', {
    transport_url: 'https://analytics.example.com',
  });
</script>

Далее добавим функцию sendEvent(), которая будет обрабатывать события click:

<!-- Global site tag (gtag.js) - Google Analytics -->
<script async src="https://www.googletagmanager.com/gtag/js?id=G-EXAMPLE"></script>
<script>
  window.dataLayer = window.dataLayer || [];
  function gtag(){dataLayer.push(arguments);}
  gtag('js', new Date());

  gtag('config', 'G-EXAMPLE', {
    transport_url: 'https://analytics.example.com',
  });

  function sendEvent() {
    gtag('event', 'click');
  }
</script>

<button onclick="javascript:sendEvent()">Send Event</button>

В такой конфигурации обработчики событий (в данном случае – функция sendEvent()) будут отправлять события click на сервер тегов.

Клиент Google Аналитики типа "Приложение и сайт"

Чтобы принимать события, поступающие на сервер, в контейнере должен быть клиент. В наших серверных контейнерах он уже есть – это клиент Google Аналитики типа "Приложение и сайт".

Триггер для кликов

Далее нужно создать триггер, который будут активировать события click. Для этого добавим Пользовательский триггер и настроим его так, чтобы он запускался, когда встроенная переменная Название события будет принимать значение "клик".

Настройка триггера

Тег Google Аналитики типа "Приложение и сайт".

И напоследок свяжем с триггером тег типа "Приложение и сайт". В контейнерах добавления тегов на стороне сервера уже поддерживаются такие теги Google Аналитики. Вам нужно просто создать тег, настроить его – и контейнер готов к работе. Клиенты и теги типа "Приложение и сайт" разрабатывались как единый механизм, поэтому вам нужно только настроить тег, а дальше данные о его конфигурации будут автоматически извлекаться из событий, поступающих от клиента.

Предварительный просмотр контейнера

Итак, наш контейнер настроен. Теперь нажмите Предварительный просмотр и откройте свой сайт в новом окне браузера. В серверный контейнер начнут поступать запросы и события. Их список будет отображаться слева на странице предпросмотра.

Если все работает правильно, контейнер можно публиковать.

Перевод сервера в рабочий режим для использования в собственном домене

Прежде чем вы приступите к использованию сервера тегов, настоятельно рекомендуем развернуть его в вашем домене и перевести в рабочий режим.

An introduction to server-side tagging

Server-side tagging is a new way to use Google Tag Manager to instrument your application across devices. Server containers use the same tag, trigger, and variable model that you're used to, while also providing new tools that allow you to measure user activity wherever it happens.

A typical tagging configuration without server-side tagging relies on a container in the page to send measurement data to various collection servers. Figure 1 illustrates an example of how a Tag Manager web container running in a web browser sends data to multiple servers.

Diagram of a site instrumented to use a Google Tag Manager web container

Figure 1: A diagram of a site instrumented to use a Google Tag Manager web container.

By contrast, a server container doesn't run in the user's browser or on their phone. Instead, it runs on a server that you control.

Diagram of a site instrumented using a server-side tagging container.

Figure 2: An example of a tagging configuration that uses a server container.

The server runs in your own Google Cloud Platform project, and only you have access to the data in the server until you choose to send it elsewhere. You have full control over how that data is shaped, and where it is routed from the server. Tags are built using the sandboxed JavaScript technology. Permissions give you the visibility into what the tag can do, and policies allow you to set boundaries around the container.

The server receives web requests from the user's device and transforms those requests into events. Each event is processed by the container's tags, triggers, and variables. Tags, triggers, and variables in a server container work exactly like they do in other kinds of containers: Triggers examine each event to look for certain conditions and, when appropriate, fire tags that send the event data to be processed.

This model introduces two important questions for server-side tagging containers:

  • How does measurement data get from the user's device to the tagging server?
  • How does measurement data sent to a tagging server get turned into an event?

The answer to both questions is a new kind of entity for use in server containers: a client.

How clients work

Clients are adapters between the software running on a user's device and your server container. The client receives measurement data from a device, transforms that data into one or more events, routes data to be processed in the container, and packages up the results to send back to the requester.

That's a lot of stuff! Let's take a closer look at each part individually. Figure 3 shows data flowing into the server container from the user's web browser, and from your web server to the server container.

Diagram of a site instrumented using a server-side tagging container.

Figure 3: A different client handles each stream of data.

Clients receive measurement data from a device. Let's say that you want to measure user activity in three places: a website, a phone app, and a smart toaster. Your website uses Google Analytics, your phone app uses Firebase Analytics, and your toaster uses a proprietary protocol called "ToastMeasure."

Instrumenting these three devices with Google Tag Manager would normally require a different container for each platform. Since server-side tagging runs on a server and not on the device, the same container can handle analytics instrumentation for all three device platforms. There's a problem, though. These devices don't all communicate in the same way. The Google Analytics protocol is not the same as the ToastMeasure protocol. This is where clients come in.

In place of those three containers, your server container has three clients. Every request that comes into the container will be processed by each client in priority order, highest priority client first. The first thing each client will do is decide whether it knows how to process that kind of request. If it can, the client "claims" the request and continues on to the next stage of processing. The act of claiming the request prevents subsequent clients from running. If the client can't process the request, it does nothing and allows the other clients to decide whether to handle the request or not.

Clients transform request data into one or more events. Once the ToastMeasure client has claimed a request, it needs to transform the request into something the rest of the container understands. That something is a set of events.

Events are things that happen that you want to measure. They can be anything: start_toasting, finish_toasting, or buy_bread. There are some recommendations about the structure of the events that a client generates, but the only requirement is that the rest of the container understands them.

Clients run the container. The client has claimed the request and turned it into events. Now it's time for the tags, triggers, and variables. The client passes each event on to the rest of the container for further processing.

Clients package up the results to send back to the device. Once the container has run, it's time to respond to the toaster. The response can take many forms. Maybe the client just says "OK, done." Maybe one of the tags wants to redirect the request to another collection server. Or maybe one of the tags tells the lights on the toaster to change colors. Whatever is supposed to happen, it's the job of the client to package up the results and send them back to the requester.

Fortunately, Tag Manager handles much of this for you. Server containers come with three clients included: Google Analytics 4, Google Analytics: Universal Analytics, and Measurement Protocol. These clients provide the tools you need to get started instrumenting your application as soon as you've created your container.

A short example

Let's go through a quick example to see how all of the pieces fit together. In this example, you'll create the following:

  1. A simple website that uses gtag.js to send a click event to a server container.
  2. A Google Analytics 4 client that receives the event.
  3. A trigger that fires on a click event.
  4. A Google Analytics 4 tag that sends the event data to Google Analytics for processing.

For this example, we'll assume that you've already created and deployed your server container.

Configure gtag.js

First, configure gtag.js to send the data to your tagging server. With gtag.js, sending data to your tagging server works just like sending data to Google Analytics, with one modification. As in the example page below, set the transport_url config option to point to the tagging server.

<!-- Global site tag (gtag.js) - Google Analytics -->
<script async src="https://www.googletagmanager.com/gtag/js?id=G-EXAMPLE"></script>
<script>
  window.dataLayer = window.dataLayer || [];
  function gtag(){dataLayer.push(arguments);}
  gtag('js', new Date());

  gtag('config', 'G-EXAMPLE', {
    transport_url: 'https://analytics.example.com',
  });
</script>

Next, add a sendEvent() function to handle the click events:

<!-- Global site tag (gtag.js) - Google Analytics -->
<script async src="https://www.googletagmanager.com/gtag/js?id=G-EXAMPLE"></script>
<script>
  window.dataLayer = window.dataLayer || [];
  function gtag(){dataLayer.push(arguments);}
  gtag('js', new Date());

  gtag('config', 'G-EXAMPLE', {
    transport_url: 'https://analytics.example.com',
  });

  function sendEvent() {
    gtag('event', 'click');
  }
</script>

<button onclick="javascript:sendEvent()">Send Event</button>

With this configuration, event handlers such as the sendEvent() function included in this example will send a click event to your tagging server.

Google Analytics 4 client

Your container needs a client to receive the event once it reaches the server. Fortunately, server containers come with a Google Analytics 4 client pre-installed, so you are already done with this step.

Click trigger

Next, create a trigger that fires on the click event. Create a Custom Trigger that fires when the Event Name built-in variable is equal to "click".

trigger configuration

Google Analytics 4 tag

Finally, attach a GA4 tag to the trigger. As with clients, a server-side tagging container comes with a Google Analytics 4 tag included. Simply create the tag, configure your settings, and now you've wired up your container. GA4 clients and GA4 tags are designed to work together. This means that all you have to do is create a GA4 tag and its configuration will be pulled automatically from the events coming out of the client.

Preview the container

Now that the container is configured, click Preview. Visit your website in a different browser window. As requests and events are sent to your server container, you will see the requests and events listed on the left-hand side of the preview page.

Once you are happy with your changes, publish the server container.

Configure your server for production mode with first-party serving

Before sending any production traffic to your tagging server, we strongly recommend installing the server on your first-party domain and upgrading the server to production mode.