Уточнения рейсов

Уточнения используются для передачи информации об отклонении рейсов от расписания. Подразумевается, что они должны поступать для всех рейсов с поддержкой передачи данных в реальном времени. В уточнениях содержится информация о предполагаемом времени прибытия или отправления от остановок по маршруту. Кроме того, уточнения используются для более сложных сценариев, в частности для отмены и удаления рейсов, а также изменения их маршрутов движения.

Напоминание. В GTFS рейс представлен как последовательность из двух или более остановок, которые должны выполняться в определенное время.

Для каждого рейса в расписании может применяться не более одного уточнения. Если уточнение не применяется к рейсу, то подразумевается, что для него недоступны данные в реальном времени. Однако это не означает, что рейс выполняется точно по расписанию.

Уточнение времени остановок

Уточнения рейса могут включать в себя одно или несколько уточнений времени остановок транспортного средства (StopTimeUpdate) – как предстоящих, так и уже выполненных. Данные о выполненных остановках можно сбрасывать, однако не следует делать этого для остановок, выполненных с опережением расписания, если время по расписанию ещё не наступило. В этом случае система посчитает, что для таких остановок уточнений StopTimeUpdate нет.

Допустим, фид GTFS Realtime содержит следующую информацию:

  • Остановка 4: прогнозируемое время прибытия – 10:18, по расписанию – 10:20 (на 2 минуты раньше).
  • Остановка 5: прогнозируемое время прибытия – 10:30, по расписанию – 10:30 (вовремя).

Прогнозируемое время прибытия на остановку 4 нельзя удалять из фида до 10:21, даже если автобус отъехал от нее в 10:18. Если уточнение StopTimeUpdate для остановки 4 (прибытие по расписанию в 10:20) удалить из фида в 10:18 или 10:19, приложение на стороне потребителя посчитает, что данные в реальном времени для остановки недоступны, и возьмет значения из расписания в GTFS.

Все значения StopTimeUpdate привязаны к остановкам (обычно для привязки используются переменные stop_sequence или stop_id в GTFS). Однако если в уточнении не указан trip_id (следовательно, нет значения у stop_sequence), то вам потребуется добавить в него переменную stop_id, ссылающуюся на значение из GTFS. Если рейс проходит несколько раз через одну и ту же остановку, во всех уточнениях StopTimeUpdates вместе со stop_id этой остановки необходимо указывать переменную stop_sequence.

Точное время прибытия на остановку и отправления от нее можно указывать в уточнениях StopTimeUpdate с помощью переменной StopTimeEvent. Значение может быть как абсолютным (время), так и относительным (разница в секундах со временем, указанным в расписании). Относительное значение нельзя указывать для рейсов, у которых в GTFS вместо расписания задана лишь периодичность движения. Кроме того, для StopTimeEvent можно задать интервал неопределенности (см. ниже).

По умолчанию каждому уточнению StopTimeUpdate присваивается статус scheduled (по расписанию). Обратите внимание, что для рейса используется другая переменная со статусом, обозначающим отклонение от расписания. Уточнению можно присвоить статус skipped (пропущено), если транспортное средство пропускает остановку, или no data (нет данных), если для остановки нет данных в реальном времени.

Уточнения необходимо отсортировать по значениям переменной stop_sequence (или по stop_id – в том порядке, в котором выполняются остановки).

Значение уточнения применяется ко всем последующим остановкам, для которых нет собственных уточнений. Другими словами, изменение времени для одной остановки отразится на всех последующих.

Пример 1

Рассмотрим рейс с 20 остановками. Допустим, что для текущей на данный момент остановки пришло уточнение StopTimeUpdate о том, что задержка отправления и прибытия (StopTimeEvent) равна 0. Это означает, что рейс выполняется по расписанию.

Пример 2

Для того же рейса поступило три уточнения StopTimeUpdate:

  • задержка в 300 секунд для остановки stop_sequence 3;
  • задержка в 60 секунд для остановки stop_sequence 8;
  • задержка без указания продолжительности для остановки stop_sequence 10.

Эти значения будут интерпретированы следующим образом:

  • остановки stop_sequences 1, 2 – задержка неизвестна;
  • остановки stop_sequences 3, 4, 5, 6, 7 – задержка 300 секунд;
  • остановки stop_sequences 8, 9 – задержка 60 секунд;
  • остановки stop_sequences 10–20 – задержка неизвестна.

TripDescriptor

Переменная TripDescriptor содержит информацию о задержке рейса относительно расписания. Возможны следующие варианты:

Значение Примечание
Scheduled Рейс выполняется в соответствии с расписанием в GTFS или с незначительными отклонениями.
Added Это дополнительный рейс, которого не было в расписании (например, он был добавлен в связи с возросшим пассажиропотоком или взамен вышедшего из строя транспортного средства).
Unscheduled Рейс выполняется без привязки к расписанию (например, челночные перевозки).
Canceled Рейс указан в расписании, но был отменен.

В большинстве случаев в уточнении необходимо указывать trip_id рейса из расписания в GTFS.

Использование повторяющихся trip_id

Для маршрутов, рейсы которых привязаны не к расписанию, а к определенной периодичности (задается с помощью файла frequencies.txt), в фидах можно использовать повторяющиеся trip_id. В этом и подобных случаях trip_id не является уникальным идентификатором рейса, поскольку он не связан с конкретным временем. Чтобы уникально определять такие рейсы в дескрипторе TripDescriptor, необходимо указать три идентификатора:

  • trip_id;
  • start_time;
  • start_date.

Первым требуется опубликовать идентификатор start_time (в последующих уточнениях StopTimeUpdate необходимо всегда указывать то же самое значение start_time, что и в начале). Значение start_time не обязательно должно совпадать с фактическим временем отправления рейса от первой остановки, однако не может сильно от него отличаться.

Допустим, 25 мая в 10:00 вы решаете, что рейс с trip_id=T отправится в start_time=10:10:00, а в 10:01 публикуете эту информацию в фиде GTFS-realtime. В 10:05 вы узнаете, что рейс отправится не в 10:10, а в 10:13. В новом фиде этот рейс по-прежнему будет идентифицирован как (T, 2015-05-25, 10:10:00), однако в уточнении StopTimeUpdate для него будет задано другое время отправления от первой остановки.

Другие способы идентификации рейсов

Рейсы, которые не выполняются с определенной периодичностью, можно также идентифицировать в дескрипторе TripDescriptor с помощью следующего набора идентификаторов:

  • route_id;
  • direction_id;
  • start_time;
  • start_date.

Здесь start_time соответствует времени начала рейса согласно расписанию. Необходимо, чтобы комбинация параметров для каждого рейса была уникальной.

Интервал неопределенности

Интервал неопределенности уточнения StopTimeUpdate может применяться как к значению времени, так и к значению задержки. Он указывает, на сколько секунд может отличаться время задержки от указанного в фиде (обратите внимание, что точное статистическое значение этого показателя ещё не определено). Интервал неопределенности может быть равным 0 (например, для полностью автоматизированных транспортных систем).

Допустим, что междугородный автобус с плановой задержкой в 15 минут прибывает на следующую остановку в интервале 4 минут (то есть с отклонением +/- 2 минуты от рассчитанного). В этом случае интервал неопределенности равен 240.

Trip Updates

Trip updates represent fluctuations in the timetable. We would expect to receive trip updates for all trips you have scheduled that are realtime-capable. These updates would give a predicted arrival or departure time for stops along the route. Trip updates can also provide for more complex scenarios where trips are canceled or added to the schedule, or even re-routed.

Reminder: In GTFS, a trip is a sequence of two of more stops occurring at a specific time.

There should be at most one trip update for each scheduled trip. In case there is no trip update for a scheduled trip, it will be concluded that no realtime data is available for the trip. The data consumer should not assume that the trip is running on time.

Stop Time Updates

A trip update consists of one or more updates to vehicle stop times, which are referred to as StopTimeUpdates. These can be supplied for past and future stop times. You are allowed, but not required, to drop past stop times. Producers should not drop a past StopTimeUpdate if it refers to a stop with a scheduled arrival time in the future for the given trip (i.e. the vehicle has passed the stop ahead of schedule), as otherwise it will be concluded that there is no update for this stop.

For example, if the following data appears in the GTFS-rt feed:

  • Stop 4 – Predicted at 10:18am (scheduled at 10:20am – 2 min early)
  • Stop 5 – Predicted at 10:30am (scheduled at 10:30am – on time)

...the prediction for Stop 4 cannot be dropped from the feed until 10:21am, even if the bus actually passes the stop at 10:18am. If the StopTimeUpdate for Stop 4 was dropped from the feed at 10:18am or 10:19am, and the scheduled arrival time is 10:20am, then the consumer should assume that no real-time information exists for Stop 4 at that time, and schedule data from GTFS should be used.

Each StopTimeUpdate is linked to a stop. Ordinarily this can be done using either a GTFS stop_sequence or a GTFS stop_id. However, in the case you are providing an update for a trip without a GTFS trip_id, you must specify stop_id as stop_sequence has no value. The stop_id must still reference a stop_id in GTFS. If the same stop_id is visited more than once in a trip, then stop_sequence should be provided in all StopTimeUpdates for that stop_id on that trip.

The update can provide a exact timing for arrival and/or departure at a stop in StopTimeUpdates using StopTimeEvent. This should contain either an absolute time or a delay (i.e. an offset from the scheduled time in seconds). Delay can only be used in case the trip update refers to a scheduled GTFS trip, as opposed to a frequency-based trip. In this case, time should be equal to scheduled time + delay. You may also specify uncertainty of the prediction along with StopTimeEvent, which is discussed in more detail in section Uncertainty further down the page.

For each StopTimeUpdate, the default schedule relationship is scheduled. (Note that this is different from the schedule relationship for the trip). You may change this to skipped if the stop will not be stopped at, or no data if you only have realtime data for some of the trip.

Updates should be sorted by stop_sequence (or stop_ids in the order they occur in the trip).

If one or more stops are missing along the trip the update is propagated to all subsequent stops. This means that updating a stop time for a certain stop will change all subsequent stops in the absence of any other information.

Example 1

For a trip with 20 stops, a StopTimeUpdate with arrival delay and departure delay of 0 (StopTimeEvents) for stop_sequence of the current stop means that the trip is exactly on time.

Example 2

For the same trip instance, three StopTimeUpdates are provided:

  • delay of 300 seconds for stop_sequence 3
  • delay of 60 seconds for stop_sequence 8
  • delay of unspecified duration for stop_sequence 10

This will be interpreted as:

  • stop_sequences 1,2 have unknown delay.
  • stop_sequences 3,4,5,6,7 have delay of 300 seconds.
  • stop_sequences 8,9 have delay of 60 seconds.
  • stop_sequences 10,..,20 have unknown delay.

Trip Descriptor

The information provided by the trip descriptor depends on the schedule relationship of trip you are updating. There are a number of options for you to set:

Value Comment
Scheduled This trip is running according to a GTFS schedule, or is close enough to still be associated with it.
Added This trip was not scheduled and has been added. For example, to cope with demand, or replace a broken down vehicle.
Unscheduled This trip is running and is never associated with a schedule. For example, if there is no schedule and the buses run on a shuttle service.
Canceled This trip was scheduled, but is now removed.

In most cases, you should provide the trip_id of the scheduled trip in GTFS that this update relates to.

Systems with repeated trip_ids

For systems using repeated trip_ids, for example trips modeled using frequencies.txt, that is frequency-based trips, the trip_id is not in itself a unique identifier of a single journey, as it lacks a specific time component. In order to uniquely identify such trips within a TripDescriptor, a triple of identifiers must be provided:

  • trip_id
  • start_time
  • start_date

start_time should be first published, and any subsequent feed updates should use that same start_time when referring to the same journey. StopTimeUpdates should be used to indicate adjustments; start_time does not have to be precisely the departure time from the first station, although it should be pretty close to that time.

For example, let’s say we decide at 10:00, May, 25th 2015, that a trip with trip_id=T will start at start_time=10:10:00, and provide this information via realtime feed at 10:01. By 10:05 we suddenly know that the trip will start not at 10:10 but at 10:13. In our new realtime feed we can still identify this trip as (T, 2015-05-25, 10:10:00) but provide a StopTimeUpdate with departure from first stop at 10:13:00.

Alternative trip matching

Trips which are not frequency based may also be uniquely identified by a TripDescriptor including the combination of:

  • route_id
  • direction_id
  • start_time
  • start_date

where start_time is the scheduled start time as defined in the static schedule, as long as the combination of ids provided resolves to a unique trip.

Uncertainty

Uncertainty applies to both the time and the delay value of a StopTimeUpdate. The uncertainty roughly specifies the expected error in true delay as an integer in seconds (but note, the precise statistical meaning is not defined yet). It's possible for the uncertainty to be 0, for example for trains that are driven under computer timing control.

As an example a long-distance bus that has an estimated delay of 15 minutes arriving to its next stop within a 4 minute window of error (that is +2 / -2 minutes) will have an Uncertainty value of 240.